Fotki prosto

Жизнь как есть!

А знаете ли вы этикет общения с человеком с инвалидностью?

А знаете ли вы этикет общения с человеком с инвалидностью?Сейчас в Украине насчитывается более 2 миллионов людей с инвалидностью. Отошли уже те времена, когда люди с инвалидностью были в основном пассивной категорией населения. На сегодняшний день ощутима тенденция интеграции людей с инвалидностью к активной общественной жизни. И доступность - архитектурная, транспортная и информационная - способствуют этому. Пандус, занижены бордюры на пешеходных сечениях, светофор со звуковым сигналом, обозначенные места для автомобилей инвалидов в зоне парковкой - медленно, но уже начинают становиться нормой в современной Украине.

Люди с ограниченными физическими возможностями - потенциальные клиенты и покупатели с такими же потребностями и желаниями, как и люди без инвалидности. Также хотят широко пользоваться благами цивилизации и полноценно жить, но время от времени нуждаются в помощи. Высокая полка в супермаркете, выбоина на дороге или лестницу являются теми непреодолимыми барьерами, которые не могут быть преодолены самостоятельно.

Я как человек с инвалидностью могу сказать, что встречая обслуживающий персонал в местах общественного назначения или прохожих на улице, вижу желание помочь, но часто люди не знают, как правильно это сделать. Могу наблюдать минутные размышления - ли подойти, или начать разговор, или помочь?

Нет правил на все случаи жизни, но расскажу простые общеизвестные советы, которые помогут быстрее наладить контакт с человеком с инвалидностью и правильно оказать помощь. Самый первый и самый главный принцип: прежде всего, видеть человека, а не инвалидность.

Общения и способы помощи людям, которые используют инвалидную коляску

• Разговаривая с человеком, который передвигается на коляске, постарайтесь расположиться так, чтобы ее и ваши глаза были на одном уровне. Если вы стоите, стоит отойти, чтобы собеседник в коляске не закидывал голову, глядя вам в лицо.

• Никогда не прикасайтесь человека с инвалидностью или их вспомогательных средств передвижения без их разрешения. Тележка, кресло - это часть неприкосновенного пространства человека. Опираться на тележку - это то же самое, что опираться на самого человека. Это не вежливо, и человек в коляске может потерять равновесие.

• Если в вашей помощи нуждается пользователь тележки, сначала спросите человека, куда она направляется, а потом скажите, что вы собираетесь довезти ее. Дождитесь согласия принятия помощи и сделайте это так, как вам рекомендует лицо в коляске. В моей жизни были ситуации, когда через неправильное обращение сопровождающих лиц с тележкой теряла равновесие и имела риск упасть. Направлять тележка без разрешения - это то же самое, что хапнуть человека без разрешения и понести. Согласитесь, это не очень красиво.

Общение с незрячими и способы помощи людям с нарушением зрения

• Когда вы разговариваете с человеком с нарушением зрения, обращайтесь к ней, а не к сопровождающего человека, которая присутствовала при разговоре.

• Разговаривая с человеком с недостатками зрения, обязательно назовите себя и тех людей, которые пришли с вами. Если ваша беседа проходит в группе, не забывайте объяснить, к кому вы в настоящее время обращаетесь.

• Избегайте расплывчатых формулировок, например: «стакан находится там, на столе», лучше сказать точнее «стакан в центре стола», или «книга справа от вас». Такой более точное описание поможет быстрее сориентироваться.

• Не отвлекайте собак-поводырей. Не ласкайте их. Не предлагайте пищу собаке-повадиреві. Собаки-повадирі работают!

• Когда незрячий человек должен подписать документ, обязательно продублируйте его вслух. Инвалидность не освобождает от ответственности!

Общения и способы помощи людям с ограниченным слухом

• Разговаривая с человеком, что не слышит или имеет ограниченный слух, смотрите ей прямо в глаза и говорите четко и внятно. Некоторые люди читают по губам.

• Обращайтесь непосредственно к собеседнику, а не к сурдопереводчика.

• Постарайтесь расположиться так, чтобы вас и ваши уста было хорошо видно и чтобы вам ничего не мешало в разговоре. Знайте, что яркий солнечный свет или тень могут мешать восприятию, затруднить чтение по губам. Говорите четко своим обычным голосом и со своей обычной скоростью, кроме случаев, когда лицо попросит вас говорить громче или медленнее. И уже совсем не уместно кричать в ухо. Убедитесь, что вас поняли. Если нужно - повторите снова или перефразируйте.

И, напоследок, не стоит волноваться через такой длинный список, что правильно, а что нет. Если есть сомнения, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность сочувствовать. Будьте спокойны и доброжелательны. Относитесь к другому человеку, как к себе. Если не знаете что делать - спросите своего собеседника. Не бойтесь поразить его этим - вы же показываете, что искренне заинтересованы помочь. Не бойтесь шутить, удачный тактичный шутка только поможет наладить общение и разрядить ситуацию.